Реки, Финский залив и экологические решения для будущего в исследованиях юных экологов

21 октября 2017 г. в Петергофе близ побережья Финского залива прошла 17-я научно-практическая конференция школьников «Экомониторинг рек и побережья Финского залива», которую организовали ГБОУ ДОД ДЮЦ Петергоф, ООО «Экоцентрум», Эколого-биологический центр «Крестовский остров» и общественная организация «Друзья Балтики» с участием экспертов научно исследовательских институтов и ВУЗов Санкт-Петербурга.

Конференция прошла в рамках программ «Наблюдение рек» и «Природа и человек» международной Коалиции Чистая Балтика.

В Ленинградской области много ценных водных объектов в хорошем состоянии, с высоким уровнем биоразнообразия. Но вблизи населенных пунктов и в Ленобласти, и в Санкт Петербурге есть примеры загрязнения водоемов по разными причинами. Об этом и о возможных решениях для улучшения экологического состояния водных экосистем рассказывали школьники, которые участвовали в экспедициях и проводили исследования водных объектов и в городе, и в области – в Кингисеппском, Лодейнопольским, Ломоносовском, Лужском районах, в Сосновом Бору, на Карельском перешейке.

Доклады были представлены в рамках работы пяти секций. Доклады первой секции «Чистые реки – чистый Финский залив» были посвящены изучению химического загрязнения различных рек: р. Кристателька в парке «Сергиевка», р. Черная в заказнике «Сестрорецкое болото», р. Новая в Кировском районе Санкт-Петербурга, р. Смоленка в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Ряд докладов описывал изучение биологического состояния водоемов: состав зоопланктона в озере Савозеро (Лодейнопольский район), состав беспозвоночных в озере Вуокса на Карельском перешейке. В своих исследованиях ребята искали связь между антропогенным воздействием и качеством воды, сравнивали исторические и современные данные, давали рекомендации по улучшению экологического состояния водных объектов.

На секции «Экологический мониторинг» были представлены доклады на тему анализа изменения химического состава водных объектов в разных районах Санкт-Петербурга. Отдельные учащиеся и целые команды школьников исследовали различные показатели химического и биологического состава рек Славянка, Караста, Красненькая, Муринского ручья, Колонистого пруда. Ребята выполняли анализ по таким показателям, как щелочность, содержание кислорода (БПК5), содержание отдельных солей, общая жесткость, содержание биогенных элементов, состав зоопланктона. Одна из работ была посвящена анализу распространенности паразитарного заболевания описторхоз среди карповых рыб. Все исследования были систематическими, авторы сравнивали данные, анализировали возможные источники загрязнения воды и делали выводы о степени антропогенного влияния на водоемы. Многие работы носили весьма практический характер, а результаты исследования были отправлены в ответственные госструктуры и прессу.

Доклады секции «Действия для будущего» продемонстрировали широкий спектр интересов юных исследователей. Звучали доклады на такие темы как определение качества бензина на автозаправках г. Ломоносова на южном берегу Финского залива, музейные технологии для экологического просвещения, проект рекреационных зон на побережье залива в п. Мартышкино, проект «Чистый берег – здоровое будущее». Доклады секций «Сохраним природное и культурное наследие» и «Среда обитания и здоровье людей» также были разноплановы, ребята изучали влияние различных факторов окружающей среды на природные экосистемы, природные и антропогенные объекты южного побережья Финского залива и реки Смоленки в экологическом контексте.

После работы на секциях учителя собрались на круглом столе «Методы исследования водных объектов – нитраты, климат, мусор и микропластик. Международные проекты для школьников», организованном ООО Экоцентрум при участии РЭОО «Друзья Балтики». Педагоги получили средства и методические материалы для исследований, узнали о возможностях участия в программах исследования содержания нитратов в колодцах и природных водоемах, в исследовании затоплений в бассейнах рек, в наблюдениях мусора на побережье. Педагоги получили информацию и пакет материалов для конкурса «Энергия и среда обитания», в котором могут участвовать и школьники, и педагоги с проектами на тему энергосбережения, энергоэффективности, разработки школьного климатического плана.

Параллельно с круглым столом для педагогов для школьников был организован экологический квест. Ребята разделились на команды, получили маршрутные листы, и отправились искать буквы, спрятанные за различными деревьями на улице. Нужно было найти 8 букв и составить из них слово – экологический термин. Все команды активно выполняли задание, а победила команда «Лебедь». Символично, что все команды получили названия различных птиц – обитателей южного берега Финского залива. Например, при сезонной миграции птиц тысячи лебедей останавливаются для отдыха и кормежки на берегу Финского залива. И от здоровья рек, наполняющих залив, зависит и многообразие беспозвоночных обитателей залива, и рыб, и кормовые условия для лебедей и прочих птиц.

По завершении круглого стола и квеста были вручены дипломы участникам и лауреатам конференции. По результатам конференции был выпущен сборник тезисов. Участие в конференции послужило хорошим дебютом для новичков и поспособствовало дальнейшему развитию более опытных юных исследователей и защитников окружающей среды региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области.