В новый учебный год с проектами и программами Экоцентрума и «Друзей Балтики»

18-19 сентября в пос. Рощино прошёл выездной семинар-тренинг для педагогов по проектам и программам Экоцентрума и «Друзей Балтики» по темам качества воды, климата, энергии, морского мусора и микропластика, и тренинг по водным исследованиям сети «Наблюдение рек». В семинаре приняли участие 30 педагогов и волонтёров из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также руководителей экологических объединений Югры (ХМАО) в рамках стажировки в Санкт-Петербурге. 

Первый день семинара был полностью посвящён водным исследованиям в рамках программы «Наблюдение рек». Руководители водных проектов Экоцентрума и Друзей Балтики поделились результатами работы наблюдателей за 2020-2021 учебный год. Всего на карте 209 точек исследований, а за прошедший год прошло 110 наблюдений на 85 водных объектах. В работе приняли участие 50 активных общественных групп наблюдателей рек. По трём объектам, где экспресс-тесты выявили превышения, были написаны обращения в природоохранные ведомства. В настоящее время работа сети «Наблюдение рек» осуществляется в рамках Водной программы в Беларуси и России Коалиции Чистая Балтика, проекта «Вода объединяет людей - учимся, действуем, сотрудничаем» (СЕВИРА) программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия», а также проекта «Чистые родники – чистые реки – здоровая Балтика – здоровые люди» (поддержанного Фондом президентских грантов в 2020-21 годах).

Есипёнок Александр, руководитель водных проектов Друзей Балтики, рассказал о результатах работы и планах на ближайшее будущее проекта СЕВИРА. Этим летом завершился социологический опрос жителей бассейна реки Сестры и на семинаре были представлены его результаты. Такой же опрос, но для жителей бассейна реки Селезнёвки, проводился Друзьями Балтики в 2019 году. Результаты этих исследований войдут в брошюру с советами о жизни и ведении хозяйства на берегах рек, которую планируется опубликовать к концу этого года. О результатах медиатура, проведённого в августе этого года в рамках проекта СЕВИРА, мы рассказывали в отдельной статье.

В работе первого дня семинара приняла участие Екатерина Иванова, кандидат географических наук, сотрудница лаборатории комплексных проблем лимнологии Института Озероведения РАН. Она рассказала про исследования выноса биогенных элементов (соединений азота и фосфора) в водные объекты, проводящиеся Институтом. Загрязнение природных вод биогенными веществами является одной из основных причин эвтрофикации и множества последующих за ней проблем. Институт Озероведения РАН, как и Экоцентрум, является одним из партнёров трансграничного проекта «Вода объединяет людей - учимся, действуем, сотрудничаем» (СЕВИРА) и партнёрские взаимодействия в проектных мероприятиях позволяют расширить и углубить совместную работу для достижения целей проекта.

Участников ждал тренинг по водным исследованиям для педагогов, представителей общественных организаций и волонтёров. Эксперты Экоцентрума и Друзей Балтики провели его в полевых условиях, прямо на близлежащем Рощинском озере. Тренинг включал в себя 4 станции: исследование почв и взаимосвязь почвенных и водных ресурсов; использование тест-систем для выявления ионов аммония, нитритов и нитратов в водных объектах; использование тест-систем для выявления фосфатов и определение кислотности; использование тест-систем для определения минерализации, количества растворенного кислорода, процента насыщенности воды кислородом, температуры и прозрачности воды. Наблюдатели за водными объектами попробовали методы определения различных параметров качества воды и узнали о том, как можно интерпретировать полученные результаты. В конце первого дня семинара участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области получили возможность взять во временное пользование комплекты экспресс-тестов для проведения собственных исследований.

Второй день семинара был посвящен теме энергосбережения и энергоэффективности, а также изучению морского мусора и микропластика. Друзья Балтики пригласили педагогов к участию в конкурсе «Энергия и среда обитания» всероссийского проекта ШПИРЭ, а 11 ноября традиционно пройдёт Международный день энергосбережения. Одна из номинаций конкурса посвящена разработке Климатического плана школы. Участники семинара смогли не только узнать подробнее о том, как и зачем можно разрабатывать Климатические планы, но и проработали возможные решения по энергоэффективной модернизации зданий на тренинге. Климатический план школы — это общешкольный проект, включающий как образование и просвещение школьников по теме изменения климата, так и вовлечение коллектива школы в совместную деятельность по экологизации всей школы в фокусе энерго- и  ресурсосбережения и других климатически дружественных решений. Новое пособие «Климатический план школы» призвано помочь в его разработке. 

Завершал семинар блок по микропластику и морскому мусору. Во время презентации и апробации пособия «Знай, понимай, действуй! Остановим морской мусор» участники познакомились со структурой пособия, разобрали какие тексты, игры, методики, задания, формы оценки успешности занятия можно использовать на своих уроках, как можно комбинировать различные блоки. Была также представлена методика общественных исследований микропластика и предложены актуальные темы исследования микропластика для школьных проектов.

В этом году семинар-тренинг впервые прошел в выездном формате, благодаря этому было больше времени на практическую деятельность, а также на неформальное общение между участниками. По дороге в Петербург мы посетили заказник Линдуловская роща, где прошла экскурсия по Лиственничной тропе, узнали исторические факты о посадках лиственничных пород в бассейне реки Линдуловка, природных особенностях территории, а также обсудили благоустройство и доступность инфраструктуры экологической тропы.  

timg: 
/sites/default/files/inline/images/img_8788.jpg